В Черновицкой области закроют 1 школа, еще одна — под вопросом

У Чернівецькій області закриють 1 школу, ще одна - під питанням

По словам чиновников, реорганизация малокомплектных учебных заведений сэкономит 5,6 миллиона гривен

Уже в этом году 1 сентября некоторые школьники пойдут не в тех учебных заведений, к которым они привыкли. Потому что с нового учебного года финансирование школ, где учится менее 25 детей, за счет образовательной субвенции не будут осуществлять. Однако это не должно задеть начальную школу.

— С 1 сентября 2015 года в области функционировали 430 ОУЗ дневной формы обучения, — отмечает заместитель директора департамента образования и науки ЧОДА Надежда Періус. – С 1 сентября было приостановлено функционирование двух заведений i степени в Герцаевском районе, одного в Путильском районе и приостановлен набор к частной богословской школы в Черновцах.

По словам директора департамента образования и науки ЧОДА Оксаны Палийчук, в области есть три общеобразовательные учебные заведения (кроме учреждений начальной школы), где количество учащихся меньше 25 человек. Это Самушинський учебно-воспитательный комплекс i-II ст. Заставнивского района (5 учеников), Коновский НПК i-II ст. (17 учеников) и Лукачанський НПК i-II ст. (10 учеников) Кельменецкого района. Эти три заведения реорганизуют в НПК И степени. Наиболее проблемным является Заставновский район. Там насчитывают 6 малокомплектных школ, в которых учатся до 40 учеников. Поэтому не хватает средств даже на оплату труда. И получается, что деньги вкладывают не в учеников или условия обучения, а в содержание помещения. Содержание одного ученика в год в районе составляет 11700 гривен, а в малокомплектных школах эта сумма существенно выше – от 15 до 30 тысяч. А снизив степени можно избежать немалых проблем.

По состоянию на сегодня, три школы в области подвергаются реорганизации, а одну в Хотинском районе закроют

— У нас проходил конкурс на звание лучшего опорного учреждения. И Кельменецкий лицей занял первое место. Поэтому фактически его филиалами будут Коновский и Лукачанський НПК. Они продолжат свое существование в качестве филиала Кельменецкого лицея, — отмечает Н. Періус.

В планах оптимизация с понижением степени еще 15 общеобразовательных учебных заведений в Черновцах и области.

— Запланировано реорганизовать в городе Черновцах – 4 учреждения, Вижницком районе – 3, Кицманском, Кельменецком — по 2, Герцаевском, Глыбоцком, Заставнивском, Сокирянском, Сторожинецком – по 1 заведения, — отмечает А. Палийчук.

Возможно, реорганизация коснется и всех учреждений, однако решение принимают на местах. Это длительный процесс, что требует обсуждения с общественностью, сельским советом, учредителями. Ведь легче разрушить, чем построить.

Сейчас есть решение о закрытии Орестівської ООШ i степени Рукшинської территориальной общины Хотинского района. Там учились пятеро учеников, и их будут подвозить школьным автобусом до школы в Рукшине.

Решение о закрытии Зеленолипської СОШ И ст. Хотинского района отложено.

— Надо стараться максимально сохранить то, что есть, чтобы не иметь потом проблем, которые были с детскими садами, когда их закрывали, а потом не было места для детей, — считает Н. Періус. – Поэтому к таким вопросам нужно подходить очень взвешенно.

Речь идет также о создании НПК в области. Например, СОШ №12 города Черновцы реорганизуют в НПК «Лидер». Также Білянську школу-сад реорганизуют в Білянський НПК Кицманского района.

Кроме того, планируют закрыть 3 вечерние классы в Вижницком районе.

Оптимизация школ «сократит» 111 ставок

По словам чиновников, такие меры позволят сэкономить более 5 с половиной миллионов гривен. Однако сократит 111 ставок – 84 ставки педагогических работников и 27 ставок техперсонала.

— В отношении учителей, которых освободят в результате реорганизации или закрытии школ, то наша политика, конечно, базируется на том, чтобы всех трудоустроить, — отмечает Н. Періус. – Сейчас мы видим, что количество уволенных учителей по этих заведениях невелика. Где есть объединение в одно учреждение, возможно, будем искать рабочие места на месте, или в соседних деревнях, где есть свободные места. Никто таких людей без работы не оставит. В тех заведениях, где решение о реорганизации или закрытии уже произошло, нет проблемы с трудоустройством учителей. Они на месте или меняют профиль, либо ищут другие вакансии, то есть регулируют это самостоятельно. В отношении малокомплектных школ, то проблема в том, что один учитель мог читать несколько предметов. И о качестве образования при таких условиях речь даже не шла. Поэтому это делают не только ради экономии средств, но и ради повышения качества образования. Например, Рукшинську школу считают одной из сильнейших школ в объединенной общине, поэтому проблем с качеством обучения не возникнет. Так же, как и проблем с трудоустройством для учителей – если не рядом, то хотя бы в соседнем селе.

Яна МАРІЯНЧУК