Михаил Маринчук: Чтобы тренировать, надо любить детей

Михайло Маринчук: Аби тренувати, треба любити дітей

Работа тренера – непростая. Ведь и условия хотелось бы лучше, и дети попадаются разные, и общий язык с родителями найти не всегда удается. И кто-то должен выполнять и эту работу, ибо все начинается с учителя. О том, какова тренерская работа и каким должен быть наставник, рассказывает тренер по вольной борьбе Михаил Ильич Маринчук.

С чего начали свою спортивную карьеру и, как перешли на тренерскую работу?

— Бороться я начал в 1961 году. Попал к одному из лучших тренеров по вольной борьбе Владимира Кудрявцева и благодаря ему я боролся и борюсь. Так случилось, что три года провел в ЦСК, хотя сам «динамовец». Так понемногу складывалась моя спортивная жизнь. Потом перестал заниматься, но впоследствии встретил Ивана Тащука и Евгения Слободяна и после уговоров вернуться в спорт я пришел в ДЮСШ, потихоньку втянулся в ритм и в 1999 году поехал на чемпионат мира среди ветеранов, неплохо выступил. Тогда мне как раз предложили тренерскую работу, начал работать в ОДЮСШ. И потихоньку увлекся тренерской работой. У меня было много интересных питомцев. Затем из областной спортшколы перешел в комплексную ДЮСШ, впоследствии ушел на пенсию и сейчас тренирую, так сказать, на общественных началах.

Мне очень понравилось работать с детьми. Первым, кто начал в нас тренировать детей, был Александр Вілігорський, затем к делу присоединился Олег Гавриш, ну а уже потом присоединился и я. Много хороших детей, вот например, у меня есть молодой ученик Павел Хариков. Ему только шесть лет исполнилось, а он уже два года тренируется. Очень дисциплинированный, родственники за ним следят. За эти два года парень пропустил не больше четырех тренировок, он очень ответственно ко всему относится, а потому и работать с ним легко, все быстро усваивает. За годы тренировок не сделал Павлу еще ни одного замечания не было за что. Сейчас он тренируется трижды в неделю у меня, и трижды в неделю в ДЮСШ, то есть шесть раз в неделю. И это при том, что еще год назад он ничего не умел, а сейчас выполняет все задания.

Конечно, чтобы тренировать, надо любить детей. Это однозначно. Помаленьку начинаешь обучать их, без спешки – от самого простого и до каких-то сложных вещей. Тренировать взрослых – это совсем другое. Они могут позволить себе прогуливать занятия, недобросовестно относиться к тренировки. Хотя у меня было много хороших взрослых учеников. Это Андрей Бельгийский, Николай Лукин, Виктор Козак и еще много других. Были у меня и девушки, с ними работать легче, они более ответственны.

— Что же все-таки важное в работе тренера?

— Нужно самокритично относиться к себе, быть ответственным: сказал – выполнил. Если будешь разбрасываться словами – это будет несерьезно. Прежде всего, нужно быть требовательным к себе, а уже потом спортсмена.

Так же обязательно нужно находить общий язык с учениками, ведь без этого невозможно. Тренер должен знать, чем живут его ученики и всячески помогать. Тогда все получится и будет благодарность от них.

Ничего нет и без доверия. Если же ребенка обманул, она перестанет тебе верить. А раз не будет верить – не будет и результата. Тренер должен говорить честно, ругать за поступки, а не просто так. Попробуй обругать ребенка, она обидится и не захочет заниматься больше.

И конечно, нужно быть очень внимательным и следить, чтобы ребенок не перегрузилась, чтобы не травмировалась. То есть нужно следить за каждым шагом. Терпеливо относиться к ним.

Хотелось бы пожелать тренерам чуйніше относиться к тех деток, которые приходят к ним. Ведь они в тебя верят, надеются на тебя. А потому главное – не обидеть и не сломать интерес к тому или иному занятию. И ни в коем случае нельзя делить детей на лучших и худших. Для тренера они должны быть все одинаковые.

И, самое главное, все надо делать с любовью – без этого никак.

— Скажите, важно сотрудничество родителей и тренера, можно ли обойтись без их диалога?

— Я всегда перезваниваю, спрашиваю, почему ребенка нет на занятиях, что случилось, интересуюсь. То есть у нас постоянный диалог с родителями. Если же родители не идут на контакт и не испытывают никакой заинтересованности, то это минус тебе как тренеру. Раз нет контакта, не будет и воспитания. Раз родителям не нужно все это, они просто скажут, чтобы ребенок не ходил на занятия. И слава Богу, у меня отношения и с детьми, и с их родителями очень хорошие. Даже когда у меня была травма и нужно было делать операцию, родители помогли, и в больнице навещали каждый день.

— Стоит ли родителям быть в зале во время тренировки?

— Родителям не рекомендуется быть в зале. Почему? Потому что психологически идет надлом. Родители постоянно что-то приказывают ребенку, таким образом мешая и травмируя ее. А потому в зале им нечего делать.

— Возвращаясь к теме спорта, что он может дать на перспективу?

— Понятно, что чемпионом может стать не каждый, однако здоровым будет. Много детей приходят некоординованими, могут упасть на ровном месте, и через некоторое время в результате кропотливого труда физическая форма улучшается. Но без трудолюбия здесь дела не будет.

Важно, чтобы дети тренировались, чтобы у них не было свободного времени на разные глупости. Ведь все начинается с улицы, а она дает только отрицательные результаты. За экономию на спорте придется потом платить в разы дороже.

— Разве стоит заставлять ребенка заниматься спортом?

— Конечно, от родителей зависит очень много. Потому что ребенок может не хотеть заниматься, лениться, и если отец или мать скажет: «Ты будешь ходить!», то ребенок будет тренироваться. Так же значение имеет и тренер. Если дети до тренера благосклонно относятся, то они будут тянуться не просто на тренировку, а к человеку, потому что это идол. Вот тогда будет результат.

А то, что говорят, что детям не стоит заниматься – это бред. Исключения должны составлять только те, кто имеет какие-то предостережение от врача. Пусть там что говорят, дети должны заниматься спортом.

— Не ставите себе каких-либо границ, пока будете тренировать?

— Поскольку уже на ногах, то с тренерской работой прощаться не собираюсь. Буду тренировать, так сказать, до последнего вздоха. Если бы можно было вернуть время, я бы все равно выбрал вольную борьбу. Единственное, наверное, был бы более требовательным к себе. Ни о чем не жалею, я счастлив.

ОТЗЫВЫ

Наталья Федоровна, бабушка Павла Харика ученика Михаила Маринчука

– Как выбирали секцию для внука, и почему остановились именно на вольной борьбе?

– Идею записать внука на вольную борьбу подал наш нынешние тренер Михаил Ильич. Случайно, когда Павлу было четыре года, мы пришли первого раза. И он был очень маленьким, а потому подождали и ровно в пять лет пришли и до сих пор занимаемся. 16 сентября будет два года как посещаем секцию.

Думали еще про бокс, поскольку сын им занимался, племянник решил также бокс, ну а тут переиграли. И вот внук ходит с удовольствием. Бывает, предлагаю внуку, мол, останемся дома, и он упирается – нет и все. Или дождь, или снег, все равно приходим на тренировки. Правда, добираться нам далековато – со Старой Жучки. И это 6 тренировок в неделю. Выходной – только в воскресенье.

Мы, конечно, всячески поддерживаем Павла в его стремлении заниматься. Если родственники не дадут начало, то толку не будет никакого.

– Планируете внука подталкивать к профессионального спорта?

– Конечно. Наставить его на этот путь, а потом уже сам втянется и без этого не сможет. Мы надеемся на это.

В этом году идем в первый класс. Думаю, совмещать учебу и спорт сможем без проблем. На все должно хватать времени. Если у него есть желание заниматься спортом, то обучение не будет мешать. Наоборот, это будет его стимулировать.

– Будете следить, чтобы внук продолжал заниматься?

– Мне кажется, если уже сейчас у него два года подряд есть желание заниматься, а не играться, то в дальнейшем это не исчезнет. Он просыпается утром, мол, сегодня у нас тренировка. Уже знает, что имеет в определенное время позавтракать, пообедать, и только на часы смотрит, не опаздываем. Он у нас вообще режимник, а спорт только прибавляет порядка. Мы даже не думали ничего менять, хоть добираться нам далековато.

И желание ребенка заниматься зависит прежде всего от тренера. Вот он смотрит ему в глаза и уже знает, чего от него требуют. Ему нравится тренер, он имеет подход к детям и поэтому хочет ходить. Уже в соревнованиях участвовал. У него есть цель. Вот я хочу — я буду — и все.

– Вы бы советовали другим семьям отдавать детей на спортивные кружки?

– Да, особенно мальчиков и с младшего возраста. Потому что парень должен быть полностью в спорте. Неважно, в каком. Ведь здесь есть дисциплина, порядок, какая-то цель, к тому же, это круг общения, свои заботы, интересы. Здесь важно, чтобы сочеталось желание ребенка, возможности родителей и хороший тренер. Тренер вкладывает душу, старается, и ребенок это чувствует. Она уже не может огрызнуться, уважает старших, прислушивается. И этот опыт поможет и в школе.

Сам же Павел от тренировок в восторге.

— Мне нравится заниматься. Тренируюсь, чтобы побеждать и в будущем стать чемпионом Украины, затем мира. Я уже участвовал в соревнованиях, очень понравилось, когда будут соревнования, обязательно буду выступать, — говорит парень.