Из-за парты в 19 лет

З-за парти у 19 років

Правительство одобрило концепцию реформирования среднего образования, согласно которой школьники будут учиться 12 лет

Наверное, большинство украинцев 18-25-летнего возраста переживали на себе реформу средней школы: у кого-то не было 4 класса, кто-то должен был учиться 12 лет, но ни в 4, ни в 12 классе не был. Собственно, на 12-летнее обучение планировали перейти уже несколько раз: 2002 и 2010 года. Тогда эти реформы раскритиковали, и школьники продолжили учиться по 11-летней программе.

Однако буквально недавно Правительство таки одобрило концепцию реализации государственной политики в сфере реформирования среднего образования «Новая украинская школа», за которой полное общее среднее образование будет длиться 12 лет.

Реформа предусматривает полную смену структуры средней школы. По словам министра образования и науки Лилии Гриневич, старт реформе дадут первоклассники, которые пойдут в школу 2018 года.

Реформа школьного образования будет содержать три составляющие: начальную, базовую и профильную среднее образование

Новый закон предусматривает три ступени полного общего среднего образования:

  • начальное образование (1-4 классы);
  • базовое среднее образование, которое будут получать в гимназии (5-9 классы);
  • профильное среднее образование, которую будут добывать в лицее или учреждениях профессионального образования (10-12 классы).

Начальное образование

Как отмечают, обучения будут начинать преимущественно с шести лет.

Как ранее сообщала заместитель директора департамента образования ЧОДА Надежда Періус, обучение младших школьников будет происходить в игровой форме и будет содержать два цикла: адаптационно-игровой и основной. Первый будет касаться 1-2 классов, и второй – 3-4. То есть ребенок-дошкольник, выбирая для себя новую социальную позицию – позицию ученика – переключается на нее плавно, с помощью игр. Игра остается, но постепенно она сочетается с учебной деятельностью, чтобы в 3 классе перейти целиком к учебной деятельности.

Уже в третьем классе введут предметное обучение, а часть предметов будут оценивать.

Государственную итоговую аттестацию для учащихся начальной школы осуществлять только для мониторинга качества образовательной деятельности учреждений.

Базовое среднее образование

Она также изменится в два цикла: первый – адаптационный (5-6 классы) и второй – базовое предметное обучение (7-9 классы). Часть предметов будет выбирать сам ученик.

Результаты обучения будут оценивать через государственную итоговую аттестацию в форме ВНО. В МОН объяснили, что чтобы поступить в лицей, нужны хорошие знания. Единственный способ, который позволит узнать, насколько успешно школьник усвоил материал, – сдать ВНО.

Профильная среднее образование

Здесь изменения коснутся учеников 10-12 классов.

— Старшая школа будет состоять академический и профессиональный лицей. Таким образом профессиональное направление позволит получить первую рабочую квалификацию, — говорит Л. Гриневич.

Академическое обучение предполагает продолжение обучения в университете, в то время как профессиональное обеспечит получение первой профессии одновременно (однако дальше образовании можно тоже продолжать).

За академическим направлением школьники будут учиться в академических лицеях. Поэтому планируют создать сеть этих заведений. В МОН отмечают, что ученики смогут выбирать не только предметы, но и уровне сложности.

Выпускники академических лицеев будут проходить ГНА в форме ВНО.

Профессиональное направление предполагает обучение в профессиональных колледжах и лицеях. Их выпускники также будут сдавать ДПА в форме ЗНО. При успешной сдаче ВНО они смогут поступить в вуз.

Впрочем, учителя, особенно в сельских местностях, не слишком поддерживают эти нововведения. Говорят, чтобы ввести эту систему, необходимо достойное материально-техническое обеспечение, а им может похвастаться не каждое заведение.

— Конечно, академическое и профильное обучение, то замечательно, это даст толчок в жизнь ученику, — считает мать 8-классника и педагог Екатерина Иванюк. – Однако дети сейчас очень растеряны, они и на первых курсах обучения в вузах не совсем уверены в том, нужно ли это им. Что уже говорить о школьниках. Боюсь, чтобы эта реформа не превратилась в лишний год обучения в школе. Как мать и учитель могу сказать, что профессиональный уровень учителей высок, но далек от идеала. Учитель сейчас похож на машину, которая, помимо обучения детей, должно заполнять целую кипу документов, планов и так далее. Это лишняя бумажная работа, которая мешает истинному назначению педагога. И будет очень обидно, если с нынешней реформой этой работы прибавится.

Яна МАРІЯНЧУК